«Колесо истории» всегда поворачивалось вспять – к забытому духовному наследию своего народа. «Горели рукописи, в пепелища превращались целые библиотеки». «Только память народную не смогли уничтожить никакие лихолетья истории, никакие Батыевы нашествия. Память народная сохранила, донесла до нашего времени это живое наследие веков».
    Не для кого не секрет, что край отчий, как и большую Родину, как и судьбу родителей и свою собственную, не выбирают. Он дар жизни, который ни заменить на другой, ни передать, который грех приукрашивать и который до последнего стука сердечного будет томить своими легендами и непроясненностями.

    Все меньше и меньше остается с нами людей, которые помнят, чтят и хранят в памяти те страницы истории, свидетелями которых они были.
    Первые люди появились здесь задолго до начала нашей эры. Это доказывают каменные топоры и кремниевые наконечники копий, которые хранятся у жителей нашего села. В школьном музее хранятся наконечники копий и дротика позднего периода – периода монгольского завоевания. Все говорит о том, что этот край был свидетелем тех событий, который оказали влияние на ход истории всей страны.
    В справочной литературе говорится о том, что впервые наше село упоминается в документах, относящихся к 1620 году. Но отыскались и такие документы, в которых написано что село почти на 30 лет старше. 29 июля 1592 года в донесении царю Федору Иоанновичу об устройстве сторож от Елецкой крепости здешний воевода писал: «сторожа с Ельца… особная за быстрою Сосной на поле верст в сорок, сверх Паниковца».  Именно эти сторожи находились на краю Паниковца. Остатки сторожевых башен окончательно были разрушены в середине 60-х годов прошлого века. В задачи этих сторожевых постов входило раннее оповещение о приближении татарских отрядов, которые тогда нередко появлялись в этих только начавших обживаться краях.
    В начале 17 века в Паниковце была построена церковь Богоявления. Это единственный архитектурный памятник в селе сохранившийся до наших дней. Благодаря построенной церкви село в 17 веке имело название – Богоявленское. Об этом говорится в перечне сельских поселений Липецкого края в 20 годах 17 века.
    Почему же село называют Паниковцем? Как объяснить это название? Существуют две легенды о происхождении села. В одной из них рассказывается, что на территории нашей местности был непроходимый лес. В этом лесу было озеро. С течением времени оно пропало (паникло). Позднее здесь образовалось селение – Паниковец.
    Когда население выросло, здесь построили церковь. Служители церкви использовали для своих нужд воду из ключа, который остался от того озера. Здесь была построена часовня. Эта часовня существовала до закрытия церкви в 1931 году. Тут происходило моление, верующие из родника брали воду, считая её святой. 
    В другой легенде рассказывается, что название «Паниковец» произошло в результате исторического события. Когда-то на этой территории происходили войны с Казaками, которые жили на противоположном берегу Дона, где сейчас находится Казачье. Командир одного из отрядов погиб, т.е. поник. Будто бы в честь этого трагического события место это и получило название «Паниковец». Первая легенда кажется более вероятной и люди отдают предпочтение ей.
    С ростом населения лес вырубался, заменялся пахотной землей. Перед революцией 1917 года пахотной земли в Паниковце насчитывалось 823 десятины. Лучшая земля находилась в руках крупных землевладельцев. Остальная земля принадлежала крестьянам. Зажиточные крестьяне – кулаки имели от 4 до 7 лошадей, по 2 коровы, имели сельскохозяйственные машины: молотилки, плуги, сеялки. Бедные крестьяне были вынуждены идти в батраки к кулакам.
Это свидетельство о рождении раннее проживающей на территории Паниковца датируется  1925 годом.
  
  Основная масса население Паниковца занималась производством 
древесного угля и его продажей в городах: Ельце, Воронеже.

    Самыми крупными землевладельцами были помещики. Помещиков здесь было много: Крюков и Иванов на деревне Крюково, Кореев и Шуринов – в Локтево, Грушецкий на Синявке. В доме, где сейчас находится ветеринарный участок, жил помещик Бельдеев. Проживал он здесь только летом. Зимой жил в Москве. Напротив дома работала его паровая мельница.
    Помещик Крюков владел лесом, бором и лугом. Шуринов переселял своих крестьян с Локтево на территорию дальнего Вороново. Сейчас это территория Болховской администрации.
    В Паниковце жил купец Кирилов, который пользовался всей луговой землей и садом. Остатки сада до настоящего времени носят его имя. Сам он проживал в городе Задонске.
    К югу от Паниковца до Попова леса земля принадлежала купцу Исаеву. Граница между поповой землей и землей Исаева до сих пор под названием «Исаевская канава», которая тянется от Клюевки до Паниковского леса.
    До настоящего времени сохранились и помещичьи пруды в селе. Последний пруд к Задонску назывался Паниковским. Средний принадлежал попу, и по сей день носит название «Попов» пруд. Третий – Провоторову. Позднее он стал принадлежать Давыдову. И до сих пор называется «Давыдов». Четвертый пруд принадлежал Ивановой. Помещику Крюкову принадлежали 4 пруда. Нижнюю плотину строили крюковские крестьяне.
    В деревне Крюково во время реформы 1861 года было 23 домохозяина. Землю получили крестьяне на 74 души. Главной в семье считался мужчина. Поэтому после отмены крепостного права дележ земли происходил по количеству мужчин в семье. Если в семье было 5-6 женщин и 1 мужчина, то землю давали только на одну мужскую душу.
     Когда помещик Крюков стал стар, он передал свое имение Храмцову. Сад, посаженный Крюковым, тоже стал называться Храмцовым. У Храмцова было 5 сыновей: Александр – утонул в пруду, Михаил – утонул в реке Дон, Сергей застрелился в Задонске, Егор умер в Воронеже, а пятый – Леонид доживал свой век в Ленинграде, его судьба неизвестна.
   
В 1888 года была построена первая Паниковская начальная школа. Учили в ней детей священнослужителей. Потом здание обветшало и была ассигнована сумма денег для постройки новой школы. Помещик Крюков из своего леса срубил здание школы, а ассигнованные деньги Крюков присвоил себе. Школа начала работать в 1892 году.
    В доме, где проживал Крюков, после революции располаг
ался Каменский волостной исполнительный комитет. Останки этого здания сохранились до настоящего времени. С 1928 года здесь была открыта Крюковская начальная школа. Семилетней она стала с 1940 года. В 1961 году семилетняя школа преобразована в восьмилетнюю.
    После революции 1917 года в Паниковце был организован колхоз «Возрождение», в д. Крюково – «Новая жизнь», в Локтево «Красный Октябрь».
    В 50-е годы все колхозы объединились в один мощный колхоз «Аврора». В настоящее время территория колхоза «Аврора» вошла в Агрофирму «Аврора».
    Многое жители помнят годы войны 1941-1945 гг. На нашей земле не было ожесточенных боев, немцы не дошли. Линия фронта проходила в 18 км от нашего села. Но и наша Паниковская земля хранит в себе следы этих ужасных событий. В окрестностях села велись работы по подготовке линий обороны. Рыли противотанковые рвы и окопы.
    В Паниковском лесу, Русановке и Поповом располагались воинские части, которые подверглись бомбежке немецкой авиации. Часть солдат жили в селе, у местных жителей.
    Над селом велись воздушные бои. Были и случаи гибели мирных жителей от шальных пуль во время тех боев. Жители вспоминают, как за селом рухнул сбитый фашистский самолет. Спрыгнувшего летчика взяли в плен. Всем селом бегали смотреть на это «чудовище». А он оказался обыкновенным испуганным человеком. 
    После войны всем селом восстанавливали народное хозяйство. В нале 60-х годов село было электрифицировано. Стали появляться первые телевизоры. Жизнь  входило в нормальное русло.
    Село во многом похоже на другие села и деревни Задонского района.  Самое главное – образом жизни. Как и везде, местные жители сохранили традиции российской деревни, не изменив здравому смыслу и природной крестьянской мудрости, которые долгие годы в нашем государстве подвергались гонению.
Вот такие акты могли встретиться в середине прошлого века.