История села Паниковец

   Краеведы установили, что люди жили здесь задолго до начата нашей эры. У одного жителя села хранится каменный топор, которому уже несколько  тысячелетий. В письменных документах село впервые упоминается в 1620 году. Старожилы рассказывают легенду, объясняющую название села. Когда - то здесь находилось большое озеро, которое впоследствии ушло под землю - поникло. Поэтому село и получило название «Паниковец».

  

Предметы быта

    Один самых больших экспонатов  является макет русской печи - непременный атрибут любой крестьянской избы. Сейчас в село пришло голубое топливо - газ. О значении русской печи мы теперь можем узнать только из рассказов бабушек. Русская печь огромное каменное сооружение, занимавшее почти четверть площади всей избы. Протопленная печь в течение целых суток обогревало помещение. На ней спали старики и дети. У печи стояли кочерга, ухват деревянная лопата. Эти предметы были необходимы для выпечки хлебов. Русская печь выполняла и экзотические функции. В ней крестьяне, не имевшие бани, парились.

   

  

    Наш край мастерами богат

   Такие экспонаты как лапти, самотканый половик, прялку и коклюшки можно увидеть сейчас только в музеях. В нашем селе крестьяне ремесленничали только зимой, Когда не было полевых работ. Хозяин дома по вечерам устраивался на лавке и начинал к примеру, плести лапти. Обувь эта считалась незаменимой в деревне - удобная лёгкая и дешёвая. Хороший мастер мог сплести за день не более двух пар. Плели лапти из липового лыка. Из рук хорошего мастера выходили такие лапти, в которых можно по болоту ходить, не промочив ноги. В каждой крестьянской избе были половики - дерюжки. Старые вещи разрывали - драли на тонкие полоски, из которых в дальнейшем ткали половики. Половики не только ткали, но и шили из лоскутков ткани. Такие половики назывались лохмотками. Долгими зимними вечерами занимались рукоделием и крестьянские девушки. Почти в каждом доме были коклюшки, пользуясь которыми, девушки плели кружева. Кружевами они украшали воротнички. рубашники, подзорники. Кроме плетения кружев девушки занимались вышиванием. Вечерами при свете лучины девушки собирались в чьей-нибудь избе со своими прялками и куделью. Прядение было скучной работой, поэтому они пели песни, вели беседы. Прялки в крестьянских семьях берегли, передавали их по наследству. Нередко прялку изготовлял жених своей невесте в подарок. Такая прялка украшалась нарядной резьбой и росписью. После прядения крестьянки начинали ткать холсты.

 

  

Этнографическая экспозиция

   Особым вниманием этнографической экспозиции пользуется "красный угол" избы. Он находился по диагонали от печи. Это было почётное место. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились священные книги, горела лампада. В "красный угол" сажали самых дорогих гостей. Во время свадьбы здесь сидели молодые. В "красном углу" всегда стоял обеденный стол. Каждый день в определённый час за столом собиралась на обед вся крестьянская семья. Поэтому размеры стола определялись численностью семьи. Посуда в основном была глиняная. Ложки, хлебницы, тарелки, ковши были деревянными. Металлическая посуда считалась редкостью. В XIX веке в наше село стати проникать городские товары. В основном это были чугуны и самовары, затем металлические ложки и изделия из стекла.

  

Археологическая экспозиция

   Есть в нашем музее и экспозиция, которая хранит экспонаты покрытые тайной веков. Это зубы мамонта, наконечник копья и дротика, штыки от винтовок.

   

Предположительно зубы шерститого носорога.

   Великая Отечественная война в истории нашего села

   На нашей земле не было ожесточённых боёв, немцы до нас не дошли. Линия фронта проходила в 18 км от нашего села. Но и наша паниковская земля хранит в себе следы этой ужасной войны.

   В музее имеются интересные экспонаты, такие как немецкая каска и сапёрная лопатка, которые были найдены на месте боёв в Воронежской области. Гильза от снаряда пушки, найдена на месте расположения военной части в годы войны в Паниковце. Над нашей местностью проходили воздушные бои. Были и случаи гибели мирных жителей от шальных пуль во время этих боёв. До сего времени жители находят большое количество гильз от зенитных установок, автоматов, пулемётные ленты, которые занимают место в нашем музее. Следует отметить, что в экспозиции музея имеются очень своеобразные экспонаты - это солдатские зажигалки времён Великой Отечественной войны, изготовленные умельцами из автоматных гильз.

   Время безжалостно и каждый год уносит с собой жизни ветеранов. Их с нами остаётся всё меньше и меньше. Настанет время, когда мы попрощаемся с последними ветеранами нашего села и будем вспоминать о них по музейным материалам. Нами собраны и оформлены материалы по описанию боевого пути участников Великой Отечественной войны с имеющимися фотографиями военного времени. Когда читаешь воспоминания этих людей, чувство уважения к ним переполняет душу. Сколько испытаний выпало на их жизни. Каждая жизнь-это судьба, это история. Родионов Михаил Иванович, например, был участником Финской и Отечественной войн. Он был призван в армию 20 ноября 1939 года. Участвовал в войне с Финляндией под городом Выборгом. Служил в134 гаубично-артеллеристком полку. После окончания войны с Финляндией полк был переброшен под Одессу в г. Котовск. Там его и застала война. В боях под Севастополем попал в плен. Находился в концлагере Матхаузене в Австрии. Тот же концлагерь, где был зверски замучен генерал Карбышев. В плену находился до 1945 года . 5 мая освободили американцы. 18 мая десять тысяч бывших военнопленных отправили в фильтрационный лагерь, где их переодели в солдатскую форму и сопроводили затем в Одессу. Там он работал на объектах сельского хозяйства. Демобилизовался в 1947 году.

   Ерёмин Иван Тихонович прошёл войну от начала до конца, закончив её в Праге. На войну он ушёл добровольцем в августе 1941 года. Боевое крещение получнл под Смоленском.  Оттуда его посылают учиться в артиллерийское училище. Но в эго время немцы начали своё наступление на Кавказ. Училище направляют на Северо-Кавказский фронт. Там он получил свою первую наград} -«Медаль за отвагу» и звание старшего сержанта. Под Сталинградом 18 декабря 1942 года был ранен .Дивизия в которую он прибыл после ранения, входила в состав Белорусского фронта. Принимал участие в боях за освобождение Белоруссии. Здесь он был награждён орденом Красной звезды. Был ранен. После выздоровления попадает в Пруссию. Здесь он получает награду «За боевые заслуги». 2 мая штурмовал Рейхстаг. Дальше их дивизию перебросили на Прагу. Штурмовал столицу Чехословакии, за что получил сразу две награды: орден Отечественной войны и медаль «За взятие Праги». После войны работал в Задонском техникуме механизации.

  В этом году наш музей пополнил материал, оформленный по операции «Дети и война», где записаны воспоминания жителей села, чьё детство пришлось на годы войны. В своих рассказах они описали лишенияи бедствия того времени. Им приходилось работать, рыть окопы, они являлись свидетелями воздушных боёв.
  " Из родственников на фронт ушли отец, брат матери, брат отца, двоюродный брат. Дядя и двоюродный брат погибли на фронте. Я, как мог, помогал по дому, ухаживал за младшими братьями. Старшие работали в колхозе. За малейшие провинности наказывали штрафом на 3-5 трудодней. Оплаты никакой не было, поощрений тоже. В школе учились, хотя и было очень тяжело. Одежды и обуви не было, ходили босиком. В школе было очень холодно, даже замерзали чернила. Писали на старых книгах, газетах. Учебниками пользовались старыми, которые остались от старших
. Гудаев Леонид Федорович вспоминает, что когда началась война ему было шесть лет: «Войну объявили по радио. Сразу же началась мобилизация. Сначала мы не понимали, что такое война. Поняли потом, когда до линии фронта оставалось 18 км. Она проходила через Сухую Каменку. Была слышна бомбёжка, слышались выстрелы, летали снаряды. Было очень страшно. Спали в огороде, в окопах.

   Несмотря на то. что самим приходилось терпеть лишения, кто чем мог помогали фронту. В посылках фронтовикам отправляли варежки, носки, махорку. В это время детям было не до игр. Игрушек не было. Они появились уже после войны. А мечта у нас была одна- досыта наесться и согреться. Голодали постоянно, хлеба не было. Младших кормили картошкой и молоком, если держали корову. Материальное положение было критическим. Рубить деревья не разрешалось- судили за каждую хворостину. Уже после войны *а колосок на убранном поле давали 5 лет, за карман зерна-8 лет.

   Наше село в оккупации не было. Но солдаты размещались в каждом доме, человек по 12. Видел пленных немцев, некоторых из них расстреливали в Морозовом верх} . А первого немца бегали смотреть всем селом. Случались и воздушные бои над селом. Видели сбитые самолеты: и вражеские, и наши. Бор у "Дома отдыха" бомбили трижды, здесь стояли наши войска. Мы бегали смотреть, как работает «просорушка», так называли пулеметы, стрелявшие по самолетам."

   Есть в нашем селе люди, которые в годы войны жили на оккупированной территории. Вот рассказ одного из них- Копытова Павла Николаевича 1936 года рождения. "Наша семья жила в Орловской области село Столбище. Мне было шесть лет когда началась война. В 1941 году отец ушел на фронт. А осенью 1941 года немцы оккупировали Орловскую область. В наше село они въезжали на мотоциклах. В школе размещался немецкий госпиталь. А в лесу скрывались наши партизаны. Они хотели взорвать церковь, где был немецкий штаб. Но из-за того, что здесь оказалось много русских людей, взятых в плен, партизаны не смогли этого сделать.    Немецкие солдаты давали русским детям остатки пищи за то, что те терли им котелки, немцы давали детям сигарету, которые те должны были выкурить. В оккупации мы были два года. Осенью 1943 года пришли наши войска. В этом же году мы получили похоронку на отца. После освобождения я пошёл в 1 класс. Школа работала в 2 смены. Писали на газетах и старых книгах. Учебник был один на 12 человек. 11грушек тогда не было. Гранаты и патроны служили нам игрушками. Тогда от взрывов погибло 8 детей. Я тоже дважды чуть не подорвался. Младший брат умер, заболев дифтерией."

    
Немецкая каска и советская саперная лопатка 
найдены на месте боев в Воронежской области